Войти
Перейти к комментариям
Материал содержит ошибки

Аэропоезд или самолет без крыльев

Русские ученые изобрели новый вид общественного транспорта

Наука
1182
0
23 февраля 2014 в 23:25
admin

Наши ученые придумали, как заставить поезда парить со скоростью 600 км/ч



Что получится, если объединят усилия ученые, занимающиеся двумя совсем несовместимыми, казалось бы, направлениями? Летающий поезд - вот что. Его придумали в Новосибирске сотрудники Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С. А. Чаплыгина и университета путей сообщения.

Нет, железнодорожные составы не начнут парить под облаками, а самолеты не станут кататься по рельсам, сшибая крыльями столбы. Разработанный сибирскими учеными аэропоезд просто приподнимется над землей, получив за счет этого колоссальные преимущества.


ВСЕ ДЕЛО В ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ


- С помощью мощных вентиляторов под аэропоезд нагнетается воздух. Состав приподнимается, затем включаются двигатели, которые запускают движение, и... поехали! - поясняет научный руководитель Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С. А. Чаплыгина Алексей Серьезнов. - Все время аппарат будет парить над дорогой на очень маленьком расстоянии - 5 - 10 сантиметров. Почему это будет происходить? Все дело в давно известном экранном эффекте. Это та же воздушная подушка, образуется она путем нагнетания воздуха специальными устройствами и набегающим потоком воздуха. Под аэропоездом создается давление, которое его и поднимает. Кстати, такой эффект возможен на минимальных высотах - тех самых 5 - 10 сантиметрах.

Благодаря тому, что исчезает сила трения, аэропоезд сможет развивать гигантскую для наземного транспорта скорость - около 600 км/ч, потребляя при этом совершенно смешное количество энергии.
Аэропоезд или самолет без крыльев

Для нового вида транспорта нужно прокладывать эстакады на высоте 5 - 6 метров. Иначе махина, почти бесшумно мчащаяся со скоростью самолета, создаст множество проблем для другого наземного транспорта, да и для пешеходов тоже. Конструкции эти сложные, но что удивительно - их строительство, по прикидкам ученых, обойдется гораздо дешевле, чем прокладка привычной нам железной дороги.

ЦЕНА ВОПРОСА

- Один километр эстакады для аэропоезда обойдется в 5 - 6 миллионов долларов. Много? - переспрашивает Серьезнов. - Сравните со стоимостью дороги для «Сапсана»: 35 - 37 миллионов евро за километр!

Цена вопроса - один из факторов, тормозящих развитие похожих проектов в других странах. Например, в Великобритании и Японии в этом направлении работают активно и довольно успешно. Но принципиальное отличие зарубежных аэропоездов от сибирского заключается в том, что они поднимаются не с помощью воздушных потоков, а за счет магнитного поля. Оно же заставляет поезд двигаться.
Аэропоезд или самолет без крыльев

- Этот способ в разы дороже нашего, - говорит второй ученый - профессор Сибирского государственного университета путей сообщения Виктор Соколов. - Километр пути будет стоить 50 - 70 миллионов долларов. Магнитные катушки, которые планируется устанавливать по всей дороге, очень дороги в производстве. Кроме того, сырье для их производства в большом количестве есть только в Китае. Поэтому там, кстати, в скором времени и начнется, скорее всего, глобальное строительство магнитных эстакад. Есть еще один важный фактор: магнитные поля, которые будут образовываться внутри таких поездов, будут влиять на всю электронику, сотовые телефоны да и здоровье пассажиров. Наши разработки экономически выгоднее и безопаснее.

ВОПРОС - РЕБРОМ

Что мешало придумать аэропоезд раньше?

Экранный эффект - отнюдь не новинка, и его не раз пытались использовать, создавая самые различные транспортные средства (см. «Досье «КП»). Почему же такая полезная и выгодная технология не использовалась прежде?

- Не было материалов и технологий, позволяющих воплотить идеи в жизнь, - с ходу отвечает Серьезнов. - А нынешние технологии открывают широчайшие возможности. Например, долгое время не знали, из чего сделать поверхность для эстакады аэропоезда. Ведь она должна быть абсолютно ровной и очень прочной. И вот не так давно был изобретен сверхвысокомолекулярный полиэтилен. Мало того, что он обладает низким коэффициентом трения и высокой износостойкостью, так еще и выдерживает температуры от -200 до 100 градусов. Вечный материал!
Комментариев к данной публикации нет.